План
Введение.
1. Семья и ребенок.
2. Подготовка дитя к школе.
3. Трудовое воспитание дитя
Заключение
перечень литературы
Введение
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И
если у семилетнего дитя готовность к школе в целом сформирована, то у
шестилеток её окончательное завершение осуществляется в первый год школьного
обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям.
Важнейшая задачка, стоящая перед системой дошкольного воспитания —
всестороннее развитие личности дитя и подготовка к школе. Но, существенное
количество детей несмотря на "паспортный” возраст и имеющиеся у них
"школьные” навыки и умения, испытывают огромные трудности в учении. Основной
предпосылкой их неуспеха является то, что они еще малы
"психологически”, т. Е. Не готовы к школьному типу обучения. Сама логика
жизни дает подсказку, что нужно разрабатывать критерии и характеристики
психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться
только на физический либо паспортный возраст детей.
Исследование подготовки детей к школе было начато конкретно под
управлением психолога-академика А. В. Запорожца. Результаты работы не один
раз дискуссировались с Д. Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям
детства, за наибольшее внедрение возможностей этого возрастного этапа, за
безболезненый переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовка детей к школе — задачка многогранная, обхватывающая все сферы
жизни дитя. Психологическая готовность к школе лишь один из качеств данной
задачки, правда только принципиальный и весомый. Но и внутри этого аспекта
выделяют три главных подхода к данной проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на
формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,
нужных для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии
массивное развитие в связи с вопросом способности обучения с более ранешнего
возраста.
В исследованиях этого направления установлено, что дети 5-6 лет имеют
существенно огромные интеллектуальные, физические и психические способности,
что дозволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную
группу детского сада (исследования в лаборатории подготовки детей к школе
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; Тарунтаева Т. В., 1980; Журова Л. Е.,
1978). Результаты убедительно показывают, что методом социальной организации
воспитательно-образовательной работы можно удачно обучать детей данного возраста
началам математики и грамоты, а тем самым существенно улучшить подготовку к
школьному обучению.
неувязка психологической подготовки детей к школе не исчерпывается
формированием у них определенных знаний, умений, навыков, т. К. Все
усваиваемое дошкольниками содержание, как правило согласовано с их
возрастными возможностями. Но сама форма деятельности при таком подходе не
является стержневой для трудности психологической готовности.
1. Семья и ребенок
Формирование свойств нужных будущему школьнику может обеспечить только
система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Исследованию
особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены
теоретические исследования данного параграфа.
Семья — первая ступень в жизни человека. Она с ранешнего возраста
направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы тут традиции, какое
место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему
воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под управлением родителей
ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об
окружающей реальности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому мы считаем
нужным изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности дитя к
школьному обучению, а также зависимость развития дитя от характера
внутрисемейных отношений и от понимания родителями значимости правильного
воспитания в семье.
Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, долгое время и
в самых разных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи
в подготовке детей к школьному обучению.
Умственное воспитание дитя во многом определяется влиянием, которое
повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни
семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по
ублажению познавательных интересов детей, формированию новейших, расширению
их кругозора. Умственное развитие дитя зависит от того, как удовлетворяются в
семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая
речевая среда в семье и др.
Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семечки
характера, которые позже дадут добрые либо злые ростки. Конкретно об этом
напоминает всем популярная народная мудрость, о которой мы частенько забываем
в суете обыденности: "Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —
пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею
дорого стоит. Совсем частенько школьные неудачи наших детей, их тяжелое
вхождение в коллектив, неумение и нежелание обучаться — итог родительских
просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных
ориентаций, которые в ней усваиваются.
Поэтому с самого начала жизни дитя вокруг него не обязано быть суеты и
разнобоя в предъявляемых ему требованиях.
до этого всего не нужно торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.
Определите самое основное, что необходимо требовать от дитя, точно решите,
что он обязан делать сам, а чего он делать не обязан; что можно ему
разрешить, а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь собственных требований
неукоснительно, и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Скоро
ребенок поймет, что круг ваших требований для него обязателен, требования
неизменны, их нужно делать.
Чем старше ребенок, тем внимательней смотрит за постоянством и
обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним
складывается недостаточно уважительное, оно просто переносится и на
требования, предъявляемые школой.
Обучение в школе может быть удачным в том случае, когда семья с самых
первых лет жизни дитя заботится не лишь о его физическом развитии, но и о
том, чтоб уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,
организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному
делу.
Многие родители не жалеют времени и сил, чтоб научить родителей читать,
считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.
но, для полноценного воспитания этого совсем недостаточно. Столь же с
ревностью мы обязаны печься о том, чем питаем разум, сердце и душу дитя.
Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок обязан обладать
определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития дитя
родители, как правило, отлично соображают. Они усердно смотрят, как
развивается их малыш и делают все вероятное, чтоб способствовать этому.
Как же обязаны поступать родители, чтоб их ребенок верно развивался,
получал нужное количество информации? Все дети совсем любознательны, их
интересует все новое, наши дети неизменные "почемучки”.
Как принципиально родителям не погасить эту искорку энтузиазма к окружающему,
неизвестному миру, а поддержать её своим живым ролью. Поэтому родители
непременно обязаны говорить много увлекательного своему ребенку, читать
книги, объяснять разные явления природы, которые завлекают внимание детей, к
примеру, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют расширению
кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов собственного дитя.
Родители частенько спрашивают у воспитателя: "Сколько времени требуется,
чтоб приготовить дитя к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка к
школе длится в течение всего периода дошкольного детства.
естественно, задач, и очень сложных, перед родителями совсем много. Но для
тех, кто задумался над ними впору, эти воспитательные трудности могут
решаться без особых издержек дополнительного времени — в повседневной жизни,
день за днем, в обычном общении с ребенком.
Для того, чтоб приготовить дитя к школе не требуется дополнительного
внимания — обучение практическим навыкам просто вписывается в бытовые дела
семьи, а занятия, организованные родителями дают красивые результаты, даже
если им отводится совершенно незначительно времени. Таковым образом, мы
видим, что принципиально не количество времени, уделяемого взрослыми для
общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед меж
взрослыми членами семьи и детьми.
но, без соответствующей работы нужный уровень развития дитя не будет
достигнут. Частенько родители, уделяя огромное внимание приобретению малышом
разных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование
психологических действий, обуславливающих удачливость его общего развития.
В школе часто в 1-м классе встречаются дети, которые свободно обладают речью,
владеют нужным запасом знаний об окружающем, могут читать, считать, но, в то
же время, являются неподготовленными к школьной жизни.
Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то
можно найти за ними допущенные родителями просчеты в воспитании. У одного не
выработана познавательная потребность, в итоге энтузиазм к учению скоро
улетучивается. Другой не обладает методами приобретения знаний и, сталкиваясь
с трудностями, не умеет их преодолевать. У третьего не сформированы общие
базы деятельности, он не может организовывать свой труд, контролировать свои
деяния, концентрировать и распределять внимание при выполнении разных
заданий. Четвертый не знает для чего он обучается. Все эти дети нуждаются в
неизменной опеке, т. К. Привыкли получать от взрослых все в готовом виде.
2. Подготовка дитя к школе
Рассмотрим предпосылки, по которым ребенок может быть неподготовлен к
школе.
исследование практики воспитания указывает, что во многих семьях родители
не уделяют подабающего внимания подготовке дитя к школе. Почаще всего это
происходит в итоге недостаточности педагогического уровня родителей.
Такие родители заботятся о материальном обеспечении детей, но не готовят их к
школе, к систематическим учебным занятиям. В таковых семьях нет энтузиазма к
чтению книг, такие родители не развивают речь дитя, не работают над
произношением, не прививают энтузиазма, не воспитывают у детей
психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из таковой семьи
начинает показывать более слабые результаты собственной деятельности, чем его
одноклассники. В итоге у него возникает отрицательное отношение к учению.
Единственный ребенок в семье — это дополнительные трудности и заботы.
Единственные дети растут посреди взрослых и частенько это приводит к ошибкам
в воспитании. В одних вариантах детей заласкивают, балуют, ограничивают
самостоятельность. В остальных ложут на дитя честолюбивые надежды и
переоценивая неокрепшие силы отпрыска (дочери), родители загружают их
занятиями
(музыкой, языками, чтением). У таковых детей тенденция к "взрослению”, у них
нет той детской непосредственности, игр, забав, свойственных иным. Так,
наблюдения показывают там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они
более приспособлены к жизни: скоро налаживают контакт. Родителям, у которых
растет один ребенок, следует держать в голове, что не следует воспитывать в
нем сознание исключительности, так как это приводит к конфликтам с
товарищами. Дети, не приученные к справедливой оценке собственных поступков,
долго не могут найти свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям,
заботу о них необходимо проявлять в таковой мере и формах, чтоб у них не
возникала переоценка собственных сил и возможностей.
У неких детей трудности вхождения в школьную жизнь соединены с неумением
жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и
интересам собственных товарищей.
По тому, какой ребенок посреди остальных, можно многое узнать о его
характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Родители и
остальные близкие люди первые, кто не лишь удовлетворяет его потребность в
общении, но и дают образец поведения. Поэтому взрослые обязаны заботится о
должном эмоциональном уровне общения, о том, чтоб учить дитя сопереживанию,
взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с
близкими ребенок в первый раз видит себя очами остальных и на базе этого составляет
представление о себе самом. Совсем принципиально, чтоб оно соответствовало
реальности, по другому, если это представление будет подвергнуто переоценке
со стороны новейших знакомых, это совсем тяжело отразится на формировании
личности дитя и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем
дошкольном возрасте познавательная активность дитя от мира вещей
распространяется и на мир людей, рождается энтузиазм к их поступкам,
характерам, взаимоотношениям. Вот где принципиально родителям помочь своим детям
отыскать принципиальные ориентиры в жизни.
Напомним родителям, что будущий школьник обязан отлично владеть навыками и
привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не
стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам.
Ребенок обязан владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной
гигиены. Научится всему этому помогают серьезный режим дня и выполнение
неизменных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей
тренируется способность впору переключаться с игры на нужное занятие.
Непременно, всему этому дети не научатся сами, без роли взрослых. Так что
родители старшего дошкольника обязаны заблаговременно об этом позаботиться.
Поэтому, осуществляя подготовку к школе, взрослые вносят определенную
коррекцию в компанию детской деятельности и общения с тем, чтоб
способствовать развитию более принципиальных с позиции грядущего школьного
обучения черт личности и поведения. В особенности нужно всестороннее развитие
познания, деятельности и личности в целом. Только на этом фундаменте могут
развиваться особые способности.
естественно, не каждый ребенок при поступлении в школу обязан знать буквы
и читать, но обстановка развития познавательных интересов, внимание к его
умственной деятельности, настроя на школу, на серьезный учебный труд обязана
быть создана в каждой семье. Учебная работа просит от дитя поиска новейших
решений познавательных задач, потребует волевых усилий, умственного
напряжения, умения без помощи других мыслить.
Готовность дитя к школе определяется его общей, интеллектуальной и
психолого-педагогической подготовкой.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. Е.
Сама по себе. Она появляется равномерно и, самое основное, просит верного
педагогического управления, специально организованных занятий с ребенком в
семье.
Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные "домашние уроки”
не будут новостью сами по себе, но характер их будет совершенно другой.
Ведь в детском саду воспитатель сразу обучает коллектив ребят, дома же с
ребенком занимаются индивидуально. Это дозволяет лучше учитывать его
способности, способности, характер. Не считая того, общение меж ним и
взрослым, даже если занятия происходят 1-2 раза в недельку, сближают дитя с
мамой либо папой, способствуют их деловому либо эмоциональному
взаимопониманию, разрешают добиться огромных фурроров в развитии.
Такие занятия в особенности необходимы для детей, которые в детский сад не
ходят. Они не лишь дают новейшие знания, приобщают к различным видам
деятельности, равномерно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление,
но и упрощают переход к роли школьника, планомерному и обязательному
обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное
время, содержать в порядке рабочее место, делать требования взрослых.
Все это поможет ему верно организовать и свою учебную деятельность.
таковым образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не лишь
обучающий и развивающий смысл, но имеют также принципиальное воспитательное
значение.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совсем нужна.
Какие же условия полноценное психическое развитие дитя и его подготовку к
учебному труду?
Первое и самое основное — неизменное сотрудничество дитя с другими членами
семьи. Сотрудничество осуществляется в различных формах и не сводится к
словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми,
ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает,— нужное
условие полноценной подготовке к школе.
иным условием удачного воспитания и развития является выработка у дитя
умения преодолевать трудности. Умственное развитие дитя не может нормально
осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям,
желание и умение их преодолевать. Не постоянно у детей все выходит сходу. В
школе ребенку часто приходится переделывать одно и тоже упражнение по
несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет трудности. Поэтому
принципиально приучить детей хоть какое начатое дело доводить до конца.
Дошкольники совсем эмоциональны и родители знают об этом. Многие
соображают, как принципиально у дитя желание обучаться, поэтому они говорят
ребенку о школе, об учителях и, самое основное, о знаниях, которыми они
овладеют в школе. Все это вызывает желание обучаться, создает положительное
отношение к школе.
Когда у дитя покажется стойкое желание обучается, необходимо его
приготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти
трудности преодолимы помогает ребенку верно отнестись к своим неудачам,
вероятным в начале занятий в школе.
Еще одно нужное условие подготовки к школе и всестороннего развития дитя
(физического, умственного, нравственного) — переживание фуррора.
чтоб дошкольник хотел заниматься каким-или видом деятельности, будь то
спорт, рисование, конструирование, игра либо учеба, она обязана приносить ему
ублажение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения нравственных
норм.
Взрослым необходимо сделать ребенку такие условия деятельности, в которых
он непременно встретится с фуррором. Но фуррор обязан быть настоящим, а
похвала
— заслуженной.
особенное значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение
эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в
собственном поведении на окружающих.
Если ребенок воспитан верно, то к шестилетнему возрасту он не лишь
усваивает главные нравственные нормы, но и приучается действовать в
согласовании с этими нормами. Значительно меняется поведение дитя о самом
себе, о собственном "я”, он начинает более верно представлять свои
способности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это
отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как
ребенок начинает оценивать свои заслуги и неудачи, ориентируясь на то, как
оценивают его поведение остальные. Это является одним из характеристик
психологической готовности к школьному обучению. На базе правильной
самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
К 6 годам у дитя появляются и нравственные чувства (стыд, гордость),
конкретно в этом возрасте у дитя возникает потребность в общении.
значительно изменяется не лишь содержание деятельности, но и мотивы,
побуждающие к ней дитя, они стают более осмысленными и более неизменными.
Ребенок уже не лишь действует, но и узнает почему и для чего он эти деяния
совершает.
Нравственное воспитание становится основой для подготовки дитя к жизни в
коллективе сверстников.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и
эмоционально-волевой сферы — предпосылки удачного овладения дошкольниками
определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие
восприятия, мышления, памяти зависит от того, как обладает ребенок методами
получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов,
от произвольности поведения, т. Е. Волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат дитя сравнивать, сопоставлять, делать
выводы и обобщения. Для этого дошкольник обязан научится пристально слушать
книгу, рассказ взрослого, верно и последовательно излагать свои мысли, хорошо
строить предложения.
Родители обязаны держать в голове, что пока у дитя есть потребность в том,
чтоб ему читали, даже если он уже научился без помощи других читать, эту
потребность нужно удовлетворять. Дети, не овладевшие техникой чтения ужаснее
соображают содержание книги, если они читают сами. Выразительное чтение
взрослых либо прослушивание теле-, радиопередач дает детям еще больше, чем
чтение по слогам. Дети, если они без помощи других научились читать, обязаны
упражняться лишь в чтении маленьких стихов. Лучше читать ребенку понемногу
раз в день, несколько раз возвращаясь к прочитанному. Дети обожают слушать
знакомые произведения, каждый раз переживая поступки героев и это оставляет
глубочайший след в их сознании.
Книгу для чтения ребенку необходимо выбирать беря во внимание возраст,
интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста завлекает больше
содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с наслаждением
разглядывают. (Там же)
После чтения принципиально выяснить, что и как сообразил ребенок. Не
непременно это делать сходу, можно через некое время поговорить с ребенком о
прочитанном. Это приучает дитя анализировать суть прочитанного, воспитывать
дитя нравственно, а не считая того, учит связной, последовательной речи,
закрепляет в словаре новейшие слова.
Родители не обязаны забывать о том, что чем совершеннее речь дитя, тем
успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей
пример родителей имеет огромное значение. В итоге общения с родителями к 6-7
годам традиционно владеет значимым словарным запасом и в основном овладевает
грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное
обогащение словарного запаса дитя, в итоге приобретения ребенком новейших
знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного
опыта, что в особенности принципиально для его грядущего обучения. Родители
обязаны держать в голове, что расширение словаря детей не осуществляется лишь
механическим заучиванием слов. Необходимо помочь ребенку понять смысл нового
слова, научить его воспользоваться словом в процессе повествования, в общении
с окружающими.
таковым образом, в итоге усилий родителей, с их помощью ребенок обучаться
верно говорить. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает
такового уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный
анализ слова, а означает готов к овладению чтением, письмом в школе.
кроме сформированности предпосылок к овладению чисто школьными навыками, у
дитя обязан быть довольно высокий уровень владения предметно-специфическими
знаниями. По мнению выдающихся психологов, занимающихся достаточно долго
исследованием вопросов готовности детей к систематическому обучению (Л. А.
Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
А. В. Запорожец, Е. Кравцова, А. А. Люблинская и др.), Под готовностью
предполагается сложное образование, включающее составляющие, влияющие на
удачливость обучения.
Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов:
развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой,
изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех
внутренних сил дошкольников — мышления, волевых свойств, чувств, творческих
возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного
поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей обязано быть всестороннее
развитие дитя с помощью особых занятий, т. Е. Обучение, которое
организовывают в семье мамы и папы.
Но такое обучение обязано быть педагогически правильно скооперировано,
чтоб обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение обязано быть
развивающим, т. Е. Основываться на учете возрастных особенностей развития, на
формировании и использовании присущих конкретно данному возрасту видов
деятельности с опорой на познавательные способности дитя. Огромное значение
имеют также посильность выдвигаемых перед ребенком практических и
познавательных задач и последовательность их предъявления, верный выбор
дидактических игр, приемов и средств обогащения трудового и нравственного
опыта; обращение к таковым источникам информации, как детская литература,
кино, театр, радио, телевидение, ИЗО и др. Знания, умения, навыки, которыми
нужно владеть ребенку, обязаны даваться ему не в разрозненном виде, а в
определенной системе. Сейчас существует огромное количество литературы,
помогающей родителям в этом вопросе (И. И. Будницкая "Ребенок идет в
школу/Библиотека для родителей”, см. Перечень литературы). не считая того,
родители постоянно могут обратится за советом, помощью к воспитателю детского
сада, учителю младших классов.
В дошкольном возрасте время проявления особых способностей еще не пришло,
и потому родители обязаны создавать предпосылки способствующие раскрытию этих
способностей.
А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают
наличие у дитя не лишь способностей, но и определенных знаний, умений,
навыков. До этого всего у дитя обязан быть определенный запас сведений об
окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их
природе, о нормах поведения. Развитие образного мышления помогает ребенку
выделять значительные закономерности в разных сферах жизни. Высшая форма
этого мышления у старших дошкольников дозволяет перейти от элементарных
представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных
знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько другой характер и
различаются от разрозненных представлений о различных сторонах реальности,
которые традиционно получает ребенок-дошкольник, не совпадают с его небольшим
"житейским” опытом. И конкретно родители обязаны приготовить дитя к переходу
на новенькую, более высшую ступень обучения.
У дитя, поступающего в школу, обязан быть развит и на должном уровне
эстетический вкус. Путь в мир прекрасного начинается совсем рано, и тут
первостепенная роль принадлежит семье.
краса во всем, что окружает дитя дома, поддерживает у него
удовлетворенность, чувство уверенности, укрепляет уважение и привязанность к
родителям, принуждает гордится ими, способствует созданию равных отношений в
семье.
Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дитя к
явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. В развитии
эстетического вкуса, восприимчивости огромное значение имеет совет, пояснение
старших. Они помогают ребенку разобраться в том, что заслуживает положительной
оценки, а что порицания. В таковых оценках родители обязаны быть совсем
осторожны, так как даже мимолетное замечание становится решающим в
формировании вкусов и наклонностей.
3. Трудовое воспитание дитя.
Одной из главных задач подготовки детей к школьному обучению является
воспитание у них готовности к труду. Ведь и удачливость обучения во многом
будет зависеть от того, как ребенок приучен трудиться. Воспитаны ли у него
личностные свойства, позволяющие ему результативно управляться с учебными заданиями.
Трудовое воспитание начинается в семье. Ранее всего ребенок принимает
общую трудовую атмосферу семьи. Трудовое воспитание непременно обязано
сочетаться с обучением. Во время труда ребенок еще и общается со взрослыми.
Поэтому не менее важен и сам процесс словесного описания производимых
действий, отчет о проделанной работе. При этом обогащается речь дитя; он
обучается доказывать свои рассуждения, трудовые деяния стают доступными
осмыслению и анализу.
таковым образом, родители обязаны понимать, что основное значение в
подготовке дитя к школе имеет его собственная деятельность. Игры, рисование,
конструирование, собственный опыт — вот база развития личности дитя. Поэтому
роль родителей в подготовке его к школе не может сводится лишь к словесным
указаниям в по тому либо иному поводу. Взрослые обязаны управлять, поощрять,
организовывать занятия, игры, посильный труд дитя.
понятно, что дошкольника нужно многому научить, по другому он окажется
неспособным усваивать школьную программу. Родители соображают: учить нужно
так, чтоб провоцировать психическое развитие дитя, знают, наверняка, даже
термин "развивающее обучение”. О том, чему и как учить, написано много. И все
же сплошь и рядом наталкиваешься на удручающий факт: родители плохо
представляют себе: что же конкретно они обязаны делать?
И дети под давлением родителей пишут палочки, выучивают числовой ряд,
заучивают наизусть длинные стихотворения и многое другое. Но что это дает для
их психического развития?
Так чему же обязаны учить дитя родители, чтоб он верно развивался и был
готов к школе?
дитя необходимо учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту,
верно воспользоваться предметами, окружающими его, конкретно действию, а не
знаниям о предметах быта.
необходимо учить играться, поначалу просто оперируя игрушками, подражая
настоящим действиям, их логике, их последовательности. Лишь позже, когда
ребенок умеет без помощи других действовать, разыгрывать целые сюжеты,
отражающие отношение меж людьми, тогда деяния могут стать чисто
символическими, а настоящие предметы изменены другими, с помощью которых
можно изобразить действие, а в дальнейшем и совсем только словом,
обозначающим действие.
Пройдя весь этот игровой путь ребенок приобретает совсем многое,
существенно продвинувшись в собственном развитии. Поначалу формируются,
осмысливаются сами деяния с предметами, позже — дела меж людьми, окружающими
дитя, их взаимосвязь, собственное место дитя в этих взаимоотношениях. Потом
нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и методы
общения, эмоциональный отклик на нехорошее и не плохое.
От уровня развития игры в значимой мере зависит развитие мышления и речи.
В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе
при исследовании математики, языка. Ребенок играя обучается планировать свои
деяния и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной
деятельности.
необходимо учить также рисовать, лепить, вырезать, наклеивать,
конструировать. Делая это ребенок переживает удовлетворенность творчества,
отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние.
Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить дитя
созидать, анализировать окружающие предметы, верно принимать их цвет, форму,
величину, соотношение частей, их пространственное соотношение.
сразу это дает возможность научить дитя действовать последовательно.,
Планировать свои деяния, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И
все эти умения тоже окажутся очень необходимыми в школе.
Вдобавок, все эти виды деятельности ребенку интересны, они дают
возможность получить ублажение от преодоления проблем, от заслуги намеченного
результата; учат настойчивости, в общем, развиваются те свойства, которые так
необходимы в школе.
совсем многое могут сделать родители, чтоб подготовит дитя к школьному
обучению. Восхождение школьника по ступенькам познания пойдет успешнее, если
база для этого будет заложена в дошкольном детстве. С самого ранешнего
возраста малыша нужно учить. Лучше всего это ребенок принимает в игровой
форме.
Можно сказать, что ребенок начинает обучаться задолго до того, как
перешагнет школьный порог. И чем лучше родители соображают, чему и как
следует учить дошкольника, чем последовательнее и целенаправленнее это
делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его способности, тем
гармоничнее он развивается.
Уже младших дошкольников необходимо учить создавать выбор по эталону:
перед ребенком ставится неувязка из ряда однородных предметов выбрать аналог
по эталону.
схожая игра несет в себе элемент классификации. Таковым образом родители подводят
дитя к самостоятельным обобщениям: делая упор на непосредственный чувственный
опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления.
Без развития умения классифицировать предметы и явления нереально и
формирование понятий. Группировка по эталону становится предпосылкой
возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в базе всего
школьного обучения.
но, воспитывая и обучая дитя, следует держать в голове об одной совсем
серьезной угрозы — перевоплощение занятий в нечто кислое, нелюбимое,
навязанное взрослыми и не необходимое самому ребенку. Общение с родителями, в
том числе и совместные занятия обязаны доставлять ребенку наслаждение и
удовлетворенность. А для этого необходимо, до этого всего, чтоб весело и
интересно было самому взрослому.
но, жизнь в школе существенно различается от жизни дошкольника.
Условия школьной жизни требуют всесторонней готовности дитя к ней.
Школьный режим, общие для всех правила, приготовление уроков, оценки — это
совершенно не похоже на то, как ранее "учился” ребенок. Все эти особенности
жизни и деятельности школьника и определяют то, что мастера называют
психологической готовностью к учению.
И все же, несмотря на то, что у старших дошкольников возникают элементы
учебной деятельности, возникает энтузиазм к учению, желание овладеть
знаниями, переход к школьному обучению нелегок даже для отлично
подготовленных детей. Привыкание малеханького ученика во многом к новым для
него школьным требованиям происходит равномерно, не постоянно гладко, и непременно
связано с ломкой сложившихся психологических стереотипов.
Поэтому родители обязаны держать в голове, что в формировании психологической
готовности к школьному обучению центр тяжести падает не на усвоение
определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые до этого всего
обеспечат правильное отношение дитя к трудностям и успешное их преодоление.
Заключение
таковым образом, изучив трудности и успехи дитя при переходе на ступень
начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием дитя
в семье, мы пришли к выводу, что готовить дитя к школе в семье необходимо с
самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, её
значение тяжело переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и
родителей, и воспитателей, и учителей. Но, не все родители в оторванности от
дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею
подготовку собственного дитя к школьному обучению, усвоению школьной
программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень
готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. К.
Родители "домашних” детей не постоянно имеют возможность посоветоваться со
специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в
отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к
школе на упражнениях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться
принцип единства действия на дитя детского сада и семьи, то итог существенно
улучшится.
перечень литературы
1. Популярная психология для родителей // Под Ред. А.А. Бодалева, М.,
Педагогика 1988г.
2. Кулик Л.А., БерестовО.А. Семейное воспитание М.,Просвящение 1990г.
3. Платонов К. К. Обобщение черт как способ социально- психологического
исследования личности. М., 1988.
4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990.
5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л.,
1988.
6. Басов М.Я.. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные
психологические произведения, М. 1975.
7. Валлон А.. Психическое развитие ребенека, М., 1968.
8. Запорожец А.В.. Психологическое развитие дитя // Избранные психологические
труды в 2-х томах. -М., 1986
Г.
|