Обращение с детьми до вспышки агрессивности
1)В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они
способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые
контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу,
что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.
2)Если взрослые считают, что лучше «не доводить до греха», можно сориентировать
ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую
игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.
3)Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.
4)В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот
состоится — попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши
действия подкрепите резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик
тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки
ему не позволены.
Обращение с детьми после агрессивного нападения
Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда
придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого
рода поведение неприемлемо.
1)Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень
ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно,
чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать
ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу
«Прости, прости», чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
2)Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол
поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение
его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка
ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет
эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь
между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго
глядя на него, твердо сказать: «Драться нельзя» или: «Не кусаться!» Внимание,
уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву
необходимо ласково утешить.
В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и
постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или
обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя,
маловероятно, что он будет долго слушать его.
3)В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек
или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его
как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину — все его мысли будут
сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют
в другую комнату, или срамят перед другими как «шалопая».
4)Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью
на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии.
Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как
разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу.
Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя,
будешь знать!» Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста,
содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают
ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если
взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз.
Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах — кусать сильнее,
кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть
вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для
излияния гнева.
В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство
относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия
взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и
эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании
событий размышлять уже некогда.
|