Главная » 2012 » Июль » 27 » Исскуство хвалить
12:17
Исскуство хвалить

Форма проведения: круглый стол.

Цели: формирование доброжелательного отношения к своему ребенку; психолого-педагогическое просвещение родителей по использованию в процессе воспитания детей методов поощрения и наказания.

План проведения

1. Вступительное слово психолога – актуальность вопроса.

2. Этап социологического исследования.

3. Круглый стол.

4. «Острое блюдо».

5. Чаепитие.

Ход мероприятия

 

1. Подготовительный этап

1. Оформление плакатов.

2. Изготовление приглашений каждой семье с текстом следующего содержания.

Уважаемые... (имена, отчество)

Если вы хотите услышать ответы на вопросы «Как и когда поощрять ребенка? Нужно ли наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?»; если вас волнуют проблемы воспитания, примите наше приглашение на встречу за круглым столом 27.10.2008г. в 16 часов.

3. Анкетирование родителей.

4. Запись ответов детей.

5. Подготовка вопросов «Острого блюда»

«Острое блюдо».

а) Ваша реакция на плохое поведение ребенка за столом?

б) Когда прощение во благо?

в) Всегда ли нужно наказывать ребенка сразу после проступка?

г) Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Ваши действия?

д) С чего вы начнете разговор с ребенком о его плохом поступке?

6. Оформление памятки для родителей «Если ребенок провинился»

7. Оформление выставки рисунков. Предложить детям на занятиях сделать рисунок «Моя семья».

8. Оформление выставки целебных и успокоительных чаев.

9. Провести консультацию «Советы доброго доктора». (Как снять стресс? Какие чаи, расслабляющие упражнения, массаж  использовать во время нервного напряжения ? и др.)

2. Организационный этап

Столы располагаются полукругом. На столах – цветы, памятки, карточки с именами и отчествами родителей, карточки с пословицами, карандаши. В группе были  вывешены плакаты с высказываниями:

«Воспитывать лаской, а не таской». (Русская народная пословица)

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».( И. Песталоцци)

«Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием – непрочно, неверно и ненадежно». (Я. Корчак)

Была оформлена выставка детских рисунков.

3. Вступительное слово (введение в проблему)

Психолог. Ребенку живется труднее чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал; хорошо – хороший мальчик; плохо – плохой мальчик. Попробуйте примерить такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям? Они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть.

Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами.

Даже в течении одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка. Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет нам в решении вопроса о наказании.

4. Этап социологического исследования

Зачитываются ответы детей на вопросы.

1. За что родители наказывают вас?

2. Какое наказание запомнилось?

3. Как вы думаете, справедливо вас наказывают или нет?

4. Если бы вы были мамами и папами, наказывали бы своих детей?  Почему?

5. Часто ли родители хвалят вас? За что?

6. Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, добрые слова, подарок и т.д.?

7. Если бы вы были на месте своих родителей,  за что и как хвалили бы своих детей?

Психолог. Вопрос о наказании детей стар как мир. Горький осадок оставляют в душе родителей грустные, полные слез глаза наказанного малыша. Можно ли вырастить ребенка без наказаний? Ответы на вопросы показывают: большинство родителей отдают предпочтение (наказанию).

Нам, родителям, когда мы караем и милуем, осуществляя функции судьи, редко удается быть справедливыми вполне, и мы отталкиваем от себя детей. Наказания часто поражают озлобленность, обиду, страх, мстительность, притворство.

5. Этап проведения круглого стола.

Психолог.  Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо: если провинился – просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок – порадоваться за него. Каждый может проверить это на себе: если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, чувство достоинства, готовы «горы свернуть». В то же время испытываете чувство благодарности к тому,  кто искренне рад вашей радости. А если за вас огорчаются, что вы испытываете? Стыд, раскаяние – очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих вас появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.

Давайте обсудим: согласны ли вы с мнениам Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку?

( Родители дискутируют.)

Кажется, без этого не обойтись. С детства – «нельзя», «не тронь» и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, последовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот. Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства! Самое дорогое для нас –дети. Давайте будем терпимы по отношению к ним. Ведь и мы, взрослые, часто ошибаемся.

Еще один непростой вопрос: бывает, наказали ребенка, а оказалось, что он не виноват. Как вы поступаете в таких случаях?

(Родители дискутируют.)

В анкете был такой вопрос: « Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течении двух последних недель?» Ответы: «В основном используются такие меры: ремень, ставили в угол, не разговаривали с ребенком в течении 15 минут.»

Поговорим о физическом наказании. Существует точка зрения: когда вы физически наказываете ребенка, вы те самым воспитываете испорченного человека. Холодные люди жестоко наказывают ребенка по любому поводу, редко ласкают или целуют из боязни испортить его; никогда не отступятся от своего решения; никогда не признаются в своей ошибке или слабости; не поделятся воспоминаниями о своем детстве.

- Ваше мнение?

(Ответы родителей.)

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнешь, хорошего человека не вырастишь, потому что жестокость вызовет или ответную жестокость (иногда спустя годы), или лицемерие. Родители прибегают к строгости, и кажется, что это мгновение решает сложности в воспитании, заменяет долгий, кропотливый труд, терпеливые разъяснения. Скажешь «нельзя», не сломает нужную вам вещь, не будет обижать слабого. И редко кто из нас задумывается над тем, что в будущем породит запрет, окрик, наказание.

На ваших столах лежат памятки. Конечно, эти советы не могут быть приняты всеми как руководство к действию. Сначала я предлагаю вам ознакомиться с памяткой « Если ребенок провинился»  и высказать свое мнение:

- Каких правил вы придерживаетесь?

- С какими вы не согласны?

- Какое из правил вызывает у вас протест, почему?

- Какое из правил вы узнали впервые? Будете ли применять его?

- Ваши дополнения, советы.

(Обсуждение памятки.)

Сейчас вам предстоит вспомнить и проанализировать случаи, когда приходилось наказывать ребенка. Пусть памятка « Наказывая ребенка, нужно помнить» поможет вам в этом. Прочитав ее, отметьте, пожалуйста, знаком «+» те пункты, которые выполняются вами, знаком «-« те пункты, которые не выполняются. Если правила выполняются только одним членом семьи, а другими игнорируются, то, конечно, успехов быть не может. Мы надеемся, что вы обязательно обсудите эти вопросы в семейном кругу.

(Идет работа с памятками).

Завершить разговор хочется словами С. Соловейчика – писателя, большьго знатока детских душ, который утверждал: « Любить –значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок»

Ребенок все время виноват перед нами? Значит, мы его не любим. Скорее всего, мы боимся за него, но страх – не любовь. Или мы стыдимся своего ребенка перед другими людьми, что тоже не похоже на любовь.

Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без недостатков; откажемся от мысли доводить его до совершенства. Примем его таким, какой он есть, и он с каждым днем будет лучше и лучше. А если мы его не принимаем, он сопротивляется каждому нашему слову, каждому движению, и все наши усилия ни к чему не приводят.

Есть семьи, где дети навсегда признаны неудавшимися и навечно виноваты перед родителями. С ними не разговаривают. « Какие могут быть разговоры? Он меня покоя лишил, а я с ним разговаривать должен?» Придет час и ребенок скажет Вам: «Я с тобой не хочу разговаривать».

Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании

(Родители обсуждают услышанное).

А сейчас я предлагаю продолжить разговор о поощрении детей. Давайте обсудим следующие вопросы:

- За что нужно благодарить, хвалить ребенка ?

- Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Чего надо бояться во время похвалы?

(Идет диспут.)

6. Поэтическая пауза.

Выходят дети и рассказывают родителям стихи о доброте, о любви , о хороших поступках.

7. Продолжение круглого стола.

Психолог. А теперь « Острое блюдо». Вопросы написаны на листе бумаги. Если вы не хотите отвечать на вопрос, передавайте его дальше по кругу.

(Родители зачитывают вопросы, отвечают.)

Следующая наша работа – составление свода правил для взрослых о том, как поощрять и наказывать детей. Представьте, что нам предложили составить свой свод правил.

(Родители по очереди говорят правила, передавая друг другу игрушку.)

8. Заключительный этап.

Психолог. Присутствие врача на нашей встрече не случайно. Ведь наши действия, особенно такие, как наказание детей, часто бывают неоправданными, связанными с плохим настроением. Сейчас мы узнаем о том, как снять стресс, депрессию.

(Входят дети и садятся на стулья рядом со своими родителями. Появляется фокусник Петрушка.)

Петрушка. Здравствуйте, дети, здравствуйте, взрослые. Я знаменитый фокусник Петрушка. Все, что я привез с собой – волшебное. Вот он, волшебный сундучок, а вот и ключик. Сундучок откроется, если вы все вместе скажете: «Ключик, ключик, помоги, сундучок нам отвори».

(Дети повторяют.)

Посмотрите какие волшебные пряники в нем. Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы дети радовали вас, слушались, забыли противные капризные слова   «Не хочу, не буду», скорее угощайте их этими пряниками. Дети, хотите, чтобы мамы и папы не ругали вас? Скорее угощайте их пряниками. Да, забыл сказать, что эти пряники надо есть с волшебным чаем.

(Родители и дети пьют целебный чай. Звучит музыка. Заканчивается встреча исполнением песни «Улыбка» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского).)


Памятка для родителей.

 

Если ребенок провинился...

 

           

1. Не начинайте разговор с ребенком если вы в плохом настроении.

2. Сразу дайте оценку проступку, ошибке; узнайте, что ребенок думает по этому поводу.

3. Не унижайте ребенка.                                                                          

4. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ни чего не значат.

5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».

6. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

 

Наказывая ребенка, нужно помнить...

1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.

3. Наказывайте за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.

4. Не читайте длинных нотаций.

5. Не напоминайте о проступке.

6. Ведите разговор о проступке на едине с сыном (дочерью).

 

 

 

 

 

 


Анкета для родителей (анонимная).

 

Уважаемые мамы и папы!

 

Просим вас ответить на вопросы об использовании в воспитании детей мер

поощрения и наказания. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного материала для вас.

1. Слушается ли вас ребенок?

2. Нужно ли использовать в воспитании наказание?

3. Как вы добиваетесь выполнение распоряжения?

4. За что и как вы наказываете ребенка?

5. За что и как поощряете ребенка?

6. Какие поощрения и наказания вы применяли к ребенку в течении двух последних недель?

Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да» или «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью.

1. Когда ребенок виновен, беседую с ним на едене, не выясняю отношения при посторонних.

2. Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребенку, прощаю его, верю в него.

3. Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребенка.

4. Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка.

5. Единственное, что действует на моего ребенка – строгое наказание.

6. Если только возможно, стараюсь не наказывать ребенка.

7. Хвалю ребенка за каждый успех, наедине и при посторонних.

8. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребенку то, за что в другое время наказал(а) бы.

9. Нередко бывает так: я наказываю ребенка, муж (жена) тут же начинает упрекать

меня в излишней строгости и утешать его.

10. Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь и выясню позицию ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Категория: Психологическое просвещение родителей | Просмотров: 1194 | Добавил: Svit | Теги: круглый стол с родителями | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: