21:35 Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим | |
Упражнения
на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим
В жизни человека очень важно уметь понимать
чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.
В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено
изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко
ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на
тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением:
перевозбуждаться, капризничать, упрямствовать. Подобное можно расценить, как бы
это ни было абсурдным, формой сопереживания, стремлением «взять на себя» мамины
тревоги. Грустные мамины глаза обязательно поселят в душе ребенка тревогу и
беспокойство. Следите за проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной»
своей души: ребенок рожден для радости, познания, самореализации. Благоприятный
психологический климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти,
благоухать и радовать окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим
ребенком. Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и
тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым любимым и близким ему людям,
попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на вас,
уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание, что вы
никогда не предадите его! Главным формирующим фактором в развитии
эмпатии, как вы уже поняли, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с
окружающим миром. Вот лишь несколько упражнений, которые
помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей. «Фотография» (для детей с 4 лет) Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом.
Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение
было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и
т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда
была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание
чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности. «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет) Попросите ребенка: нахмуриться, как:
Улыбнуться, как:
Позлись, как:
Испугайся, как:
Устань, как:
Отдохни, как:
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча
передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!»
«Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция
передавалась и воспринималась. «Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет) Ребенку предлагаются карточки с изображением
различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей
степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. «Классификация чувств» (для детей с 5 лет) Ребенок рассматривает те же карточки и
раскладывает их по следующим признакам:
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные
на карточках, поговорить, почему он так их разложил. «Встреча эмоций» (для детей с 7 лет) Использовать разложенные на 2 группы карточки
и попросить ребенка представить, как встречаются Разные эмоции: та, которая
нравится, и та, которая Неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок
«плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются.
Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» – это
может быть удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно
«помирить» эмоции. Упражнения на развитие умения чувствовать
настроение и сопереживать окружающим
В жизни человека очень важно уметь понимать
чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.
В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено
изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко
ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на
тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением:
перевозбуждаться, капризничать, упрямствовать. Подобное можно расценить, как бы
это ни было абсурдным, формой сопереживания, стремлением «взять на себя» мамины
тревоги. Грустные мамины глаза обязательно поселят в душе ребенка тревогу и
беспокойство. Следите за проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной»
своей души: ребенок рожден для радости, познания, самореализации. Благоприятный
психологический климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти,
благоухать и радовать окружающих. Радости и печали вы будете делить со своим
ребенком. Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и
тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым любимым и близким ему людям,
попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки. Ведь он надеется на вас,
уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание, что вы
никогда не предадите его! Главным формирующим фактором в развитии
эмпатии, как вы уже поняли, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с
окружающим миром. Вот лишь несколько упражнений, которые
помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей. «Фотография» (для детей с 4 лет) Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом.
Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение
было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и
т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда
была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание
чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности. «Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет) Попросите ребенка: нахмуриться, как:
Улыбнуться, как:
Позлись, как:
Испугайся, как:
Устань, как:
Отдохни, как:
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча
передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!»
«Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция
передавалась и воспринималась. «Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет) Ребенку предлагаются карточки с изображением
различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей
степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д. «Классификация чувств» (для детей с 5 лет) Ребенок рассматривает те же карточки и
раскладывает их по следующим признакам:
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные
на карточках, поговорить, почему он так их разложил. «Встреча эмоций» (для детей с 7 лет) Использовать разложенные на 2 группы карточки
и попросить ребенка представить, как встречаются Разные эмоции: та, которая
нравится, и та, которая Неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую»,
ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так
меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций»
– это может быть удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно
«помирить» эмоции. | |
|
Всего комментариев: 0 | |