21:28 Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники | |
Танцевально-двигательные и
телесно-ориентированные техники Маленькие дети владеют
естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое
поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько
же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в
нем столько сил?» Чем младше ребенок, тем
больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю
информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на
разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и
отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела
самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на
его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов.
Имеются в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и
психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и
эмоциональных проблем. Тревожный, робкий, скрытный
ребенок к 5 – 6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных,
гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются
травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов и
отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее
он себя ощущает. Именно поэтому родители могут использовать в развитии ребенка
не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения,
отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевательные
методы. Далее приводятся некоторые упражнения, развивающие пластику, гибкость,
легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущения свободы и
радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и
эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных
темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и
родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и
доверию. Научившись свободно
двигаться, вы откроете в себе и ребенке творца! Кроме того, выполняя их, вы
почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на
развитие общительности, сплочение, выход агрессии и страхов, на снятие
психо-эмоционального напряжения. Попробуйте, двигайтесь и вы
обязательно убе дитесь в этом! «Сочини свой танец» (для детей с 6 лет) Ведущий встает в центр круга.
В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных
танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается
до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по
кругу. «Подари движение» Участники встают в круг.
Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные
движения в течение 15 – 20 секунд. Все остальные повторяют эти движения. Затем
кивком головы он дает знак следующему начинать свои движения в такт музыке, и
далее подобное продолжается по кругу. «Танец пяти движений» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет) Для выполнения упражнения необходима
запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 минута каждого темпа. «Течение воды» – плавная
музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения. 1
минута. «Переход через чащу» –
импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.
1 минута. «Сломанная кукла» –
неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие,
незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута. «Полет бабочек» – лирическая,
плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения. 1 минута. «Покой» – спокойная, тихая
музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса –
стояние без движений, «слушание» своего тела. Замечание: После окончания упражнения поговорите с детьми,
какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с
трудом. «Свободный танец» (для детей с 5 лет) Детям предлагается под музыку
с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не
мешая друг другу. Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. «Джаз тела» (Габриэла Рот, для детей с 5 лет) Танцующие встают в круг.
Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений.
Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед
и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то
попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее – движения рук в
локтях, потом – в кистях. Следующие движения бедрами, затем коленями, далее –
ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять
каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра
+ колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими
частями тела одновременно. «Веселая зарядка» (Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет) Ведущий рассказывает, а все
остальные показывают в движении. «Чтобы машина заработала,
надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»).
Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его «завести» и «выключить».
Давайте попробуем. Вы – проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите
коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки.
Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. А вот вы –
крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочком, качающимся на ветру.
Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные
шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как
жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А
теперь мы – маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А
сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем.
Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ваших ног сегодня
больше и выше попрыгает? А сколько раз выше попрыгает? А сколько раз вы
присядете, срывая цветок? Молодцы!» «Походка и настроение» (для детей с 4 лет) Ведущий показывает движения и
просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с
неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как
чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.
Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся,
как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как
рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее». «Водный карнавал» (для детей с 4 лет) Ведущий предлагает побывать
на празднике \ морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд,
русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Звучит плавная музыка –
морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь
(ведущий) хвалит особо понравившихся ему танцоров. «Воздушный бал» (для детей с 4 лет) Ведущий предлагает
превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие
«летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело, радостно. «Дискотека кузнечиков» (для детей с 4 лет) Ведущий предлагает всем
превратиться в кузнечиков-попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка.
Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по
«полю». «Танец огня» (для детей 5 лет) Танцующие тесно сжимаются в
круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и
поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в
одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже
(приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на
маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с
другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью
и добром. «Зеркальный танец» (для детей с 5 лет) Участники разбиваются на
пары. Звучит любая музыка. Один из пары – зеркало, он с наибольшей точностью
старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями. «Танец морских волн» (для детей с 6 лет) Участники выстраиваются в
одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает
спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые
номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне
груди. Волны могут быть мелкими,
могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому
присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди
поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от
«дирижера-ветра». Этюд «Из семени в дерево» (для детей с 4 лет) Ведущий-«садовник» предлагает
детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу,
убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам,
поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко
начинает медленно расти. (Поднимаются.) У него раскрываются листочки (руки
свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело),
появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает
радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток
превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет,
любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям (улыбки соседям),
кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев
дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в
разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом).
Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клонится
к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять
превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему
тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет! Этюд «Потянулись –
сломались» (Баскаков, для детей с 4
лет) Исходное положение стоя, руки
и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Ведущий: «Тянемся,
тянемся вверх, выше, выше... А теперь наши ладони как бы сломались, повисли.
Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова,
перегнулось тело, подогнулись колени, упали на пол... лежим, отдыхаем, хорошо». Замечание: Когда дети отдыхают на полу, ведущий должен обойти
каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, помочь снять «
зажимы ». Этюд «Насос и надувная
кукла» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары.
Один надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит на полу в расслабленной
позе (согнуты колени, руки, голова опущена). Другой – «накачивает» куклу
воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит:
«С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет – она
надута. Затем «куклу» сдувают, нажав несильно ей на живот, воздух постепенно из
нее выходит со звуком: «С-с-с», она опять «опадает». Пары меняются ролями. Этюд «Строители» (для детей с 5 лет) Участники выстраиваются в
одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные
движения, как первый передает соседу и т.д.: тяжелое ведро с цементом; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток. Замечание: Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц
тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему
передаваемых «материалов». Этюд «Пробуждение на
деревенском дворе» (для детей с 5
лет) Ведущий приглашает всех на
деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в
домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв
голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину, петух и кричит: «Ку-ка-реку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а
передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая:
«Мяу!» Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает
клювом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря». Гордый гусь
вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя:
«Га-га». Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги,
резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?»
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо
(ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все
проснулись! С добрым утром! Замечание: Дети могут многие движения
придумывать сами. Сначала этюд отрабатывается
по отдельным животным. Со временем, когда участники отрепетируют разные роли,
пробуждение лучше делать одновременно, распределив заранее роли. «Ожерелье» (для детей с 5 лет) Участники встают в плотный
круг. Они – бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте,
не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись.
Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается,
бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди
крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т.д., пока
не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая
пойманная бусинка становится ведущим. «Лес» (для детей с 5 лет) Ведущий: «В нашем лесу растут
березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода,
кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы
с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный
холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жарко; ласковое
солнце; ночь; град; заморозки». Этюд «Согласованные
действия» (для детей с 5 лет) Дети разбиваются на пары или
выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального
стакана; парный танец. «Огонь – лед» (для детей с 4 лет) По команде ведущего: «Огонь!»
– стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» – дети
застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует
команды, меняя время выполнения той и другой. | |
|
Всего комментариев: 0 | |