Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитив¬ной модели». Хвалите
его в каждом случае, когда он этого заслу¬жил, подчёркивайте даже
незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и
замечания, но чув¬ствительны к малейшей похвале.
2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны
основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу
помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Поручите ему часть
домашних дел, которые необходимо вы¬полнять ежедневно (ходить за хлебом,
кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
4. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи
дома и в школе. Примерные графы: выпол¬нение домашних обязанностей, учёба в
школе, выполнение до¬машних заданий.
5. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший
поступок отмечать звёздочкой, а опре¬делённое их количество вознаграждать
игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
6. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требо¬ваний к ребёнку.
Старайтесь ставить перед ним задачи, соответ¬ствующие его способностям.
7. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя.
Вседозволенность однозначно не принесёт ника¬кой пользы. Несмотря на наличие
определённых недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для
всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их
отстраняли от требований, которые применяются к другим.
8. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания долж¬ны быть указаниями, а
не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья,
в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
9. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание.
Проводите с ним больше времени: иг¬райте, учите, как правильно общаться с
другими людьми, как вес¬ти себя в общественных местах, переходить улицу и
другим соци¬альным навыкам.
10. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход
ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его
соблюдение.
11. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы
предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество
предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен
быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень
хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для
подтягивания, гантели для соответствующе¬го возраста, эспандеры, коврик и др.).
12. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем
предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
13. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка дол¬жен быть свой
уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его
внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Избегайте по
возможности больших скоплений людей. Пре¬бывание в магазинах, на рынках и т. п.
оказывает на ребёнка чрез¬мерное возбуждающее действие.
14. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно при¬водит к снижению
самоконтроля и нарастанию двигательной ак¬тивности. Не позволяйте ему подолгу
сидеть у телевизора. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт
к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. Развивайте у него осознанное
торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть
посчитает от 10до1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка. Давайте ребёнку
больше возможности расходовать избы¬точную энергию. Полезна ежедневная
физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные
занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не
переутомляйте ребёнка.
16. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать
себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей — найти те
занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе.
Хорошо, если в свободное время ребёнок будет за¬нят своим хобби. Однако не
следует перегружать ребёнка заняти¬ями в разных кружках, особенно в таких, где
есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребёнок особой
ра¬дости от этих занятий не испытывает.
|