Занятие с элементами тренинга для старших дошкольников
Тема. Зимнее путешествие
Цель:
- закрепить знания детей о диких животных, их привычках и образе жизни;
- актуализировать знания детей о том, как животные готовятся к зиме, как они приспосабливаются к зимним морозам;
- формировать умение детей пересказывать текст по опорным картинками;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, логическое мышление, речь;
- воспитывать любовь к природе.
Материал: трафареты диких животных, магнитная доска, опорные картинки к сказке «Зайка и рябина», большой лист бумаги, фломастеры на каждого ребенка, карточки для развития мелкой моторики.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций животных и беседа "Дикие животные зимой
Ход занятия
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Психолог. В группу залетели снежинки, давайте подуем на них.
Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
Мы веселые снежинки,
Парашютики зимы.
Подружились мы с ветрами
И теперь летаем сами.
Игра «Снежинку отпусти, зимнее слово названия»
Дети называют по очереди зимние слова (снег, лед, метель ...)
Упражнение «Зима» (на снятие мышечного напряжения)
Зима, скажу я вам, очень красивая: иногда солнечная (улыбнуться),
Иногда дождливая (лицо мрачное).
Надвинут тучи отовсюду (закрыть глаза, щуриться) -
И вдруг закружится метель.
А иногда такое напряжение (напрячь уголки губ):
Завоет вьюга: у-у-у,
Засвищет ветер: с-с-с.
- Как вы думаете, про какую зиму мы сейчас говорили? «Злая зима». Психолог подводит к выводу, что особенно трудно замой диким животным.
- В лесу холодно, не хватает корма. Одни впадают в спячку, другие животные запасают корм, меняют шубку.
Игра «Четвертый лишний»
На магнитной доске прикреплены картинки диких животных, нужно выбрать лишнюю картинку
Волк, медведь, лось, лисица (лишний лось, он травоядный)
Лиса, волк, заяц, медведь (лишний медведь, он зимой впадает в спячку)
Белка, лесная мышь, заяц, медведь (лишний заяц, он не запасает корм на зиму)
Игра "Найди одинаковый слог"
- Дети, вы молодцы, справились с заданием. А вы умеете читать? Давайте попробуем найти одинаковые слоги, а кто нам будет помогать вы узнаете если отгадаете загадку:
Про полёты он позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)!
Правильно пингвин, а где живет пингвин?
Коллективное рисование картины «В зимнем лесу»
- Подойдите к доске с фигурками животных, мы будем с вами рисовать картину «В зимнем лесу». Я уже начала рисовать картину, нарисовала елку, рябину, а вы нарисуете в лесу животных.
Психолог у каждого ребенка спрашивает, где он будет рисовать животное. Ответы детей: «Я нарисую белка на дубе». «Я нарисую зайца под елкой». « Я нарисую лысую за кустами» .
- Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
Игра «Закончи предложение»
- Встаньте в круг. Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч, заканчивать предложения и возвращать мяч мне.
Заяц зимой белый, а летом ...
Лиса живет в норе, а медведь ...
Заяц пушистый, а ежик ...
У белки хвост длинный, а у зайца ...
Белка живет в дупле, а ежик ...
У зайца хвост короткий, а уши ...
Белка запасает корм на зиму, а заяц ...
Медведь зимой спит в берлога, а лиса ...
- Большинству животных зимой трудно себя прокормить. Послушайте сказку В. Сухомлинского «Зайчик и рябина».
Чтение сказки В. Сухомлинского «Зайчик и рябина»
Засыпало снегом землю. Нечего есть Зайке. Увидел Зайчик красные ягоды рябины. Бегает вокруг дерева, а ягоды - высоко. Просит Зайчик: «Дай мне, Рябинка, одну гроздь ягодок». А Рябина и говорит: «Попроси Ветра, он и оторвет». Попросив Зайчик Ветра. Прилетел Ветер, качает, трясет Рябину.
Оторвалась гроздь красных ягод, упала на снег. Ест Зайчик ягоды, благодарит Ветер и Рябину.
- Дети, а давайте попробуем выложить зайчика с помощью фасоли.
Упражнение на развитие мелкой моторики
- Почему зайчику стало трудно добывать пищу?
- К кому обратился зайчик за помощью?
- О чем он просил рябину?
- Что ответила зайчику рябина?
- Как ветер помог зайцу?
- Какой бывает ветер?
Физкультминутка «Зайчик»
Психолог читает стихотворные загадки, а дети выполняют двигательные действия в соответствии с текстом.
У зайчика хороший слух,
У него - пара длинных ух.
(Приставляют до макушки ладошки и движут ими в ритме стихотворения)
Вот прислушался пушистый -
(приседают и крутят головой вправо-влево)
Шум за елкой необычный.
Кто-то рыщет по лесу…
(ходьба на месте)
Испугался наш трусишка
И решил беды не ждать,
(поднимают вверх указательный палец)
А быстренько бежать!
(дети прыжками быстро разбегаются врассыпную)
Дети, покажите как перепугался зайчик? Как стучало сердце у зайчика?
А как вы думаете кто это бродил по лесу? Давайте сложим картинку и тогда узнаем кто же это был.
Упражнение "Разрезные картинки"
Пересказ сказки с помощью опорных картинок
- Дети, давайте вспомним, о чем говорилось в сказке. Я буду по очереди показывать картинку, а вы будете рассказывать.
Дети по цепочке пересказывают весь текст.
Игра «Накорми животных»
Психолог раздает детям карточки и фломастеры
- Для того, чтобы накормить животных, нужно обвести по пунктирным линиям ту пищу, которую любит это животное.
- Молодцы, все справились с заданием, а кто хочет рассказать про свое животное?
Рефлексия
- Вспомните, как называется сказка, которую мы пересказывали? Кто ее автор?
- Что вам понравилось на занятии?
|