Главная » Файлы » Коррекция дети » Эмоционально-волевая сфера |
[ Скачать с сервера (36.5 Kb) · Скачать удаленно () ] | 12.12.2015, 16:14 |
ПриветствиеЦель: создание атмосферы принятия, развитие положительной самооценки, развитие чувства доверия друг к другу. “Я умею”. Все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: “Никто не знает, что я …..(умею, люблю, знаю и т.д.)” “Зеркало”. Упражнение выполняется по кругу. Сейчас один будет зеркалом другого. Тот, кто исполняет роль зеркала, поворачивается к соседу, сидящему слева и встречается с ним взглядом. Затем зеркало произносит комплимент своему соседу. А тот, кто смотрится в зеркало, отвечает: “Да, я знаю”. Затем игроки меняются ролями. “Подарок группе”. Упражнение выполняется по кругу. Каждому участнику предлагается по очереди сделать подарок группе. Подарок изображается при помощи рук, тела, лица. При этом разговаривать нельзя. “Мое имя и мой любимый персонаж”. Каждый участник по кругу произносит свое имя, имя литературного героя, который ему нравится и три качества этого героя, которые он считает в нем главными. “Поздороваться разными способами”. Ведущий предлагает участникам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия предлагает ведущий (за руку, локтем, носом и т.д.) “Подари улыбку”. Ведущий предлагает участникам поприветствовать друг друга следующим образом: повернуться к соседу, посмотреть в глаза и подарить ему улыбку, а затем сказать что-то приятное . “Все мы здесь”. Все стоят в кругу, держась за руки. Первый участник начинает говорить: (называет свое имя) здесь и поворачивается к соседу слева, улыбаясь при этом и т.д. Затем тоже самое повторяет следующий. В конце ведущий подводит итог: “Все мы здесь”. “Мое имя и мой любимый персонаж из сказки”. Каждый участник по кругу, перебрасывая мяч, произносит свое имя и называет свой любимый сказочный персонаж. Как вариант данной формы приветствия, могут быть темы: “Мое имя и мой любимый цветок”. “Мое имя и мое любимое животное” и т. д.
Разминка Цель: создание позитивного настроения, повышение сплоченности детей, формирование атмосферы взаимной поддержки. “А ну-ка, повтори!”. Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего поочередно выступает каждый ребенок. “Мне нравится в тебе”. Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-нибудь по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке (глаза, прическа, лицо, руки и т.д.) “Рука”. Дети стоят в кругу, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит, какая у него рука (мягкая, теплая и т.д.) “Клубок”. Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом слова приветствия ребенку, стоящему рядом. “Назови меня”. Дети встают в круг. Один ребенок в центре. Все остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре больше, становится на его место. “Главная буква”. Дети, стоящие в кругу, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву. “Хлопни со мной!”. Дети сидят в кругу. Ведущий подходит к одному из них, хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, апплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока будут не охвачены все дети. “Пылинки”. Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились. “Ветер дует”. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто …(любит читать, бегать, прыгать и т.д.). Если ребенок узнал себя, то он должен встать. Роль ведущего по очереди выполняют все дети. “Угадай, кто?”. Дети сидят в кругу. Ведущий волшебной палочкой дотрагивается до ребенка и тот превращается в кого-нибудь. Задача детей: угадать, в кого превратился ребенок. “Дружный хлопок”. Ведущий хлопает в ладоши, остальные повторяют заданный ритмический хлопок по кругу. Хлопок усложняется, ритм ускоряется. “Возьму с собой в портфель”.Дети сидят в кругу. Первый участник говорит: “Я возьму с собой в портфель…” и называет любой школьный предмет. Следующий повторяет название предмета предыдущего и называет свой и т.д. “Назови слово”. Все стоят в кругу. Дети называют слова по заданию учителя на определенную тему (овощи, фрукты, имена, транспорт и т.д.) и перекидывают друг другу мяч. Основная часть Цель : развитие познавательных процессов : памяти , внимания , мышления, воображения .
«Чьи ладошки ?» Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Ребята по очереди подходят к нему , на несколько секунд кладут свои ладошки на его . «Это я , это я !» Ведущий произносит фразу: « Кто любит учиться, подпрыгните !» Те ребята , кто любит это делать , со словами : « Это я, это я !» выполняют задание. Фразы могут быть разные : -Кто любит читать -Кто любит учить стихи -Кто умеет считать -Кто любит сказки и т.д. Команды также произвольные : -Присядьте -Хлопните в ладоши -Топните левой ногой -Улыбнитесь и т.д.
« Мое любимое животное » Каждый ребенок, по очереди, выходит перед группой и с помощью мимики и пантомимы изображает свое любимое животное. Группа ребят старается угадать это животное. Можно предложить ребятам изобразить животное, разделившись на группы.
«Волшебник» Дети становятся в круг , кладут друг другу руки на плечи . Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место . Ему надо почувствовать себя волшебником, и , почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.
«Детектив» Ребенку предлагается несколько слов или предметов. Его задача: найти в них отличие и сходство. Например: кукла-человек, телевизор-радио, самолет-птица, курица-соловей и т.д.
«Разведчики» Воспитатель заранее прячет игрушки и объясняет детям, где они находятся. Например : « Сделай два шага вперед, повернись налево, пройди три шага, повернись направо, сделай пять шагов вперед и достань игрушку.»
«Сортировщики» Воспитатель предлагает детям набор картинок. Задача детей: рассортировать картинки по заданию учителя. (овощи, фрукты, машины, игрушки , времена года, школа -детский сад и т.д.)
«Не ошибись!» Один ребенок называет слово, а другой - на последнюю букву этого слова и т.д. Задача каждого: быстро придумать слово и не ошибаться. Например: машина – арбуз – заяц – цапля и т.д.
«Послушай, произнеси и запомни !» Конкурс на лучшее запоминание и произнесение скороговорок. У осы не усы, не усищи, а усики. Погода размокропогодилась. Хвалю халву. У нас гость унес трость. Все бобры для своих бобрят добры. У елки иголки колки. У ежа-ежата, у ужа- ужата. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Полпогреба репы, полколпака гороху. Ткет ткач ткани на платки Тане. От топота копыт пыль по полю летит. Верзила Вавила весело ворочал вилы. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп, И ушел Прокоп – кипит укроп, И пришел Прокоп – кипит укроп. - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои! Сшит колпак да не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
«Найди, докажи, составь!» Ребятам предлагается ряд слов. В каждом ряду есть одно лишнее слово. Его надо найти; доказать , что оно лишнее; составить с ним предложение. -Роза, ромашка, лютик, малина, сирень. -Отец, бабушка, девочка, дочь, мать. -Масленок, мухомор, груздь, подосиновик и т.д.
«Не перепутай!» Воспитатель называет ребятам разные слова. Задача детей : по договоренности со взрослым правильно отреагировать на эти слова. Например : если встретится название животного, то нужно хлопнуть в ладоши; название цветка- подпрыгнуть; название видов транспорта – подпрыгнуть.
«Необычная экспозиция» Воспитатель предлагает детям рассмотреть яркую «экспозицию». Затем экспозиция убирается, а ребенок должен по памяти ответить на вопросы учителя.
«Вот так счет!» Детям предлагается посчитать от 1 до 20 через одно число, два числа, три числа и т.д. , заменяя пропущенное словами: «Вот так счет!» Например: 1, «вот так счет» , 3 , «вот так счет» , 5…… и т.д.
«Что можно сделать из…» Вокруг нас встречается много разных материалов: дерево, ткань, металл, стекло, пластмасса и т.д. Придумайте как можно больше предметов, которые можно сделать из этого мтериала.
«Необычные слова» Используя три данных слова, составь из них как можно больше предложений: -Комар, ползать, тяжелый -Грустный, покрывало, жевать -Альбом, собака, кошка -Лампочка, дерево, высокий -Автомобиль, мартышка, человек и т.д.
«Доскажи словечко» Детям предлагаются отрывки из знакомых сказок с пропущенными словами. Задача детей: как можно быстрее вспомнить пропущенные слова.
«Сочиняем стихи по опорным словам» Детям предлагается несколько слов. Задача: составить с ними стихотворение. -Картошка-кошка-ложка-Антошка -День-пень-лето-котлета -Волк-толк-лиса-краса и т.д.
«Сочиняем вместе» Воспитатель читает детям слоги. Задача детей: придумать как можно больше окончаний фразы. Например: Ла-ла-ла---- пол я быстро подмела в школу с радостью пошла быстро мыло я нашла и т.д.
«Попробуй - догадайся!» Взрослый предлагает детям противоположные свойства предмета. Дети стараются дать как можно больше версий по отгадыванию этого предмета. Например: -Слабый – сильный ( человек, герой, ветер, мужчина, слон и т.д. ) -Горячий – холодный -Большой – маленький -Светлый – темный и т.д
«Корзина Красной Шапочки» Цель : развитие способности к запоминанию , активизация внимания. В эту игру нужно играть с группой детей . Взрослый начинает игру словами : « Красная Шапочка собирается в гости к бабушке . Она положила в корзину сладкий пирог» . Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-то свое , например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке . Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки» . Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то свое и т.д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и все , что в ней лежит
«Что растет на грядке ?» Цель : тренировка скорости мышления . Взрослый зачитывает детям загадки , на которые они должны как можно быстрее дать ответ . -Этот овощ растет в огороде , его варят , парят ,жарят , тушат . Очень любят. Выкапывают , сушат .(Картофель) -Эта ягодка- красавица , сладким вкусом , красным цветом славится..(Клубника) -Этот овощ сеньором зовется ,важный очень , вот-вот разорвется . (Помидор) -Горький , противный , но очень полезный . Аптека на грядке . Растет повсеместно . (Лук) -Всю жизнь проводит в землице , не боится холода , в розовый кафтанчик рядится . (Редис) -Золушку фея отправила на бал в карете большой и красивой . Раньше эта карета лежала на грядке где-то , золотистого цвета была . Скажите, как называлась она ? (Тыква) -Его боятся все микробы , он лука старший брат , его сажают осенью и для здоровья едят. (Чеснок)
«Съедобное – несъедобное» Цель: развитие внимания , скорости реакции , ловкости . У ведущего в руках находится мяч .Дети сидят в кругу . Ведущий произносит различные слова и бросает мяч , ловить который ребенку следует только в том случае , если данное слово обозначает что-либо съедобное .
«Букет цветов» Цель: тренировка внимания . Детям дается следующая инструкция : «Сейчас мы будем составлять букеты из разных цветов . Я буду называть растения , а вы будете вставать каждый раз , когда услышите подходящее название . Но в наш букет хотят проникнуть и сорняки : если услышите их названия , топайте ногами . Рекомендуемые слова : роза , крапива , лилия , полынь , ромашка , хризантема , одуванчик и т.д.
«Прогулка по лесу». Цель: развитие образного двигательного представления, координации, кооперации, сотрудничества между участниками группы, умения совершать воображаемые действия. Строим детей в колонну по два человека; дети держат друг друга за руки. Текст задания зачитывается медленно, чтобы дети успевали выполнять требуемые действия. Взрослый объявляет: «Сейчас мы будем гулять по лесу, на пути нам будут встречаться различные препятствия, по моей команде мы будем совершать разные действия. Итак, начали… Мы идем по тропинке. Вокруг нас сосновый лес, зеленая трава, ласково светит солнце, поют птицы… На нашей тропинке лежит большой камень, надо его обойти справа… Опять идем по тропинке, теперь перед нами небольшая канава, прыгаем через нее… Идем дальше, слева от нас полянка, на ней растут грибы, разбегаемся по полянке, собираем грибы… Строимся в колонну по 2 человека, идем дальше по тропинке, впереди - поваленное дерево, пролезаем через него и дальше идем… Справа от нас в высокой траве растет земляника, разбегаемся по полянке, нагибаемся, раздвигаем руками траву и собираем ягоду, кладем ее прямо в рот… Снова строимся все вместе, путешествуем дальше… Вдруг неожиданно пошел дождь, останавливаемся, достаем зонтики, снова берем друг друга за руки и идем вперед… Дождик кончился, закрываем зонтики, перед нами широкая река, у берега стоят лодки, садимся по 2 человека и гребем к другому берегу… Приплыли, выходим из лодки на берег, снова идем по дорожке… Вдруг прямо на нашей тропинке видим птичку с птенцами, не будем пугать птичку, на цыпочках обойдем с правой стороны… Вот мы и пришли на большую поляну, садимся, можно отдохнуть…
«Вспомни и покажи» Цель: развитие двигательной памяти. Вспомни и покажи, как: -кошка охотится за мышкой; - рыбак ловит рыбу; -на огороде борются с сорняками; -достают воду из колодца; -дуют в трубы трубачи; -вратарь защищает ворота; -бабушка вяжет внуку носки; -мама укачивает ребенка; -девочка собирает цветы; -дворник поливает из шланга улицу; -катаются на коньках.
«Деревья, растения, насекомые…» Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. Дети садятся в круг. Взрослый объясняет правила игры: «Если я скажу слово «дерево» - все должны поднять руки вверх, если слово «растение» -опустить руки вниз, если слово «насекомое» - раскинуть руки в стороны и взмахнуть, как бабочка крылышками. Тот , кто ошибается, выбывает из игры».
«Два слова» Цель :развитие внимания, словесно-логического мышления и речи. Взрослый произносит два несогласованных между собой слова, например: «кошка, окно » и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например: «Кошка сидит на окне». Затем мяч попадает снова к ведущему и ситуация повторяется. Взрослый произносит слова, ребенок - фразу. -Лошадь, повозка; -Карандаш, стол; -Аптекарь, лекарство; -Шляпа, голова; -Дедушка, палка;
«Быль и небыль» Цель: тренировка скорости мышления Взрослый читает ребенку разные предложения. Часть ситуаций, описанных в них, вымышлена, а часть – правдива. Если названная ситуация – правдива, ребенок должен захлопать в ладоши, если нет – поднять руки вверх. Игра развивает не только сообразительность, но и скорость реакции, мышление. -В новый дом маляр пришел, красит стены, двери, пол. -Клоун в цирке выступает, много шуток клоун знает. -Сел баран на пароход и поехал в огород. -В огороде то на грядке прорастают шоколадки. -Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. -У дерева ерши строят гнезда из лапши. -Прекрасна собака, живущая в будке, у ней зацветают в душе незабудки. -Кошки не похожи на людей, кошки часто ходят без одежки. -Мама приходит с работы, мама снимает боты. -Мастерит столяр буфеты, стулья, тумбы, табуреты. -Все болезни лечит врач, он уколет, ты – не плачь. -Белка в тереме живет, да орешки все грызет. -У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон . -Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. -У леса на опушке жила зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке.
«Небывальщина» Цель : развитие внимания и умения замечать нелогичные ситуации. Детям предлагается послушать стихотворение и назвать все нелепые ситуации. Выигрывает тот, кто заметил как можно больше небылиц. Как –то раз поутру петух закукарекал : « Му » Залаял кот в окне : « Гав – гав !» А жук жужжит, как волкодав. Тут прискакала кенгуру И затрубила : «Ту – ру – ру !» Медведь откликнулся : « Ау, сидеть в берлоге не могу !»
«Времена года» Цель: развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением. Взрослый зачитывает детям приметы разных времен года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету и осени. Для наглядности можно использовать картинки с изображением явлений природы в разное время года. Признаки времени года -Лужи , слякоть, листопад -Земляника, жара, каникулы -Подснежники, почки на деревьях -Мороз, Новый год, сосульки, каток, санки, снег В дополнение к этому заданию можно попросить детей составить небольшие рассказы, например:” Как я провел лето” ” В какие игры можно играть с друзьями зимой” ” Моя помощь бабушке и дедушке при сборе урожая” и т. д.
«Что и когда происходит?» Цель: развитие словесно-логического мышления. Взрослый зачитывает ребенку четверостишие, каждое из которых характеризует определенное время года. Ребенок должен соотнести признаки с конкретным временим года, и вставить вместо точек пропущенное слово. Все дома надели шапки. Малыши бегут гурьбой, Взяв, коньки с собой и санки. Так бывает лишь… Отзвенел уж звон капели, Птицы с юга прилетели. И лягушкам - не до сна. Наконец пришла … Солнце греть сильнее стало, … красное настало, Все купаются в пруду, Зреют яблоки в саду. Стали дни значительно короче, Холодней и пасмурней ночи, Журавли и гуси в стаи собираются. Время года … называется.
«Рыбы, птицы, звери…» Цель: тренировка быстроты распределения и переключения внимания, а также скорости реакции. У взрослого в руках находится мяч, дети сидят в кругу. Взрослый произносит: «Рыбы!» - и кидает мяч первому игроку. Задача игрока - быстро сказать название какой-либо рыбы. Затем первый игрок передает мяч другому участнику, говоря: « Птицы!». Тот, назвав какую-либо птицу, передает мяч следующему игроку, говоря: «Звери».- И т. д. Главное - четко соблюдать инструкцию, сохраняя заданную последовательность в названии понятий.
«Кто работает в цирке?» Цель: развитие внимания, наблюдательности, активизация долговременной памяти. Детям даются следующая инструкция: «Ребята, все вы, конечно, хотя бы раз бывали в цирке, смотрели выступления артистов, видели акробатов, жонглеров, дрессированных животных, клоунов. Сейчас я буду называть разные слова, а вы должны будете захлопать в ладоши только в том случае, если услышите слова, имеющие отношение к работе цирка.» Слова для игры: карусель, буфет, тигры, тетрадь, клоуны, гимнасты, кровать, акробаты, фокусник, градусник, канатоходцы, обезьянки, карандаш, дрессировщик, воробей, жонглер.
«Помоги Оле-Лукойе» Цель: развитие логического мышления. Взрослый говорит ребенку следующее: « Добрый волшебник Оле-Лукойе нес в сказочной корзинке утро; день, вечер, ночь. Но тут налетел сильный ветер и перепутал все содержимое корзинки. Оле-Лукойе теперь не знает, что дети делают утром, днем, вечером и ночью. Давай поможем маленькому человечку и расскажем, чем и когда мы занимаемся ”. -Утро - ужинаем, ложимся спать…? -День - завтракаем, смотрим Спокойной ночи, малыши…? -Вечер - идем в детский сад, просыпаемся, чистим зубы, умываемся…? -Ночь – обедаем, играем, гуляем…?
«Кто знает больше всех» Цель: развитие интеллектуальных способностей, способностей к классификации и общению. Взрослый предлагает детям к одному из понятий (мебель, овощи, продукты, фрукты, цветы, одежда, города, реки, транспорт, страны) подобрать слова, к нему относящиеся. Например: к понятию мебель- стул, шкаф, полка, диван, стол… Побеждает тот, кто сможет к какому-либо понятию правильно назвать как можно больше слов. Один ребенок называет предметы, остальные считают, сколько он назвал.
«Закончи предложение» Цель: развитие понятийного мышления, скорости мышления. Дети сидят по кругу. Ведущий кидает мяч одному из них и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение. После этого он возвращает мяч ведущему. Тот, продолжая игру, кидает мяч следующему участнику и т. д. Примеры предложений: ” Лимоны кислые, а сахар … (сладкий), ” Кошка мяукает, а собака… (лает)” Прощание Цель: закрепление положительных эмоций от работы на занятии, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе. “Я тебе желаю”. Участники по кругу передают мяч и говорят пожелание своему соседу. “Пожелаю себе”. Все встают в круг. Каждый по очереди проговаривает для себя пожелание. “Попрощаемся по-разному”. Ведущий предлагает участникам попрощаться разными способами. Каждое прощание не должно повторяться. “Мое настроение”. Дети встают в круг и по очереди говорят, с чем можно сравнить их настроение. “Мне пригодится”. Дети прощаются друг с другом и говорят о том, где им пригодятся знания, полученные на занятии. “Ласковое море”. Дети встают в круг и на память о прошедшем занятии дарят улыбку, похожую на ласковое море в солнечный день. “Спасибо за приятный день”. Все стоят в кругу, один в центре. Первый к нему подходит и говорит, взяв за руки: “Спасибо за приятный день”. Затем подходит следующий ребенок и, взяв любого из круга за руку, говорит тоже самое. Последний круг замыкает. “Добрые друзья!”. Все стоят в кругу. Ведущий говорит: “Попрощайтесь с тем, кто вам стал дорог, обнимитесь, как добрые друзья и скажите “спасибо”. “Огонек, гори!”. Встаньте поближе друг к другу в кругу, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем тоже самое проделайте и с левыми руками. Раскачивая руки вверх-вниз, дружно произносим слова: “Раз, два, три! Огонек гори!”. Далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. Почувствовав тепло, садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами друг с другом, дружно благодарим: “Спасибо! До свидания!”. “Тепло”. Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет тепло, то есть я легонько пожму своему соседу руку, он – следующему, и т.д. посмотрим, как мы дружно сработаем
| |
Просмотров: 1266 | Загрузок: 279 | |
Всего комментариев: 0 | |