Главная » Файлы » Коррекция (взрослые) » Семинар-практикум

Семинар-практикум для педагогов "Урок толерантности"
[ Скачать с сервера (29.3 Kb) · Скачать удаленно () ] 28.11.2015, 14:35

Тема. «Урок толерантности»

Цель:

 - расширение и углуб­ление теоретической подготовки педагогов к организации образовательного пространства на толерантной основе;

 - развитие терпимого отношения к детям как профессионального качества личности педагога.

Необходимые материалы: очки, цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, мешочек с игрушками, презентация «Воспитание толерантности у дошкольников», проектор.

 

Ход семинара-практикума

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Педагог-психолог: У разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран. Участники образуют два круга, внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается на один шаг по часовой стрелке.

Варианты приветствия:

  • Объятие и троекратное лобзание поочерёдно в обе щёки (Россия);

  • Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);

  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

  • Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);

  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);

  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

Упражнение «Будь внимателен»

Педагог-психолог  называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо это высказывание, выполнить определённое действие. Участник встаёт со стула, выполняет это действие и снова садится на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами!» Подбирать утверждения нужно таким образом, чтобы они относились ко многим участникам.

  • у кого голубые глаза - трижды подмигните;

  • у кого есть веснушки, пусть пробежит по кругу;

  • тот, кто сегодня завтракал, пусть погладит себя по животу;

  • тот, кто умеет играть на музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

  • пусть единственный ребёнок своих родителей расскажет стих;

  • кто родился в мае, пусть возьмёт за руку одного члена группы и станцует с ним;

  • кто путешествовал по другим странам, пусть погладит себя по голове.

Основная часть

Просмотр видео «Компоненты Толерантности»

Упражнение «Чем мы не похожи»

Участники сидят в кругу. Педагог-психолог  приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального несходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой неодинаковый цвет волос (или, мы с тобой разной национальности). Участник выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из группы таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Сходства»

Разбиться на группы и каждая группа составляет список того, что объединяет её членов.

Анализ:

  • Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других членов группы?

  • Есть ли что-нибудь, что объединяет вас?

  • Есть ли что-нибудь, что отличает вас?

  • Нравится ли вам быть похожим на других или предпочитаете от всех отличаться?

  • Какими должны быть ваши друзья похожими на вас или совсем другими?

Мы приблизились с вами к понятию толерантность.

Как вы думаете, что такое толерантность?

Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

 

Презентация «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

 

Толерантная среда

Интолерантная среда

Умение внимательно слушать и слышать;

стремление разобраться; расспрашивание;

совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка

Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности.

Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:

  1. Формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.

  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.

  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)

  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в повседневной жизни, в игровой деятельности.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель:

  • работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материалы: корзинка или мешочек с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения: Педагог-психолог  проходит по кругу с «волшебным» мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в мешочек, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Упражнение «Волшебные очки»

Цель: Преодоление отчуждённой позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Педагог-психолог объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, весёлые, умные.» Подходя к каждому ребёнку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может, вы заметите то, чего раньше не замечали».

 

Упражнение «Это здорово!»

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своём качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

 

Упражнение «Цветок моей толерантности»

Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.

Что мне помогает быть толерантным?

На листе нарисовать цветок с лепестками по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из лепестков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным. Далее листы передаются по кругу.

 

Рефлексия

- Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.

- Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И подумав, добавил:

- И мира тоже.

 Так, давайте же сделаем наш мир добрее, чище и светлее.

 

Используемая литература:

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд, стер. М.: Генезис, 2001. – 112с.

  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.:Генезис, 2002.-336с.

Категория: Семинар-практикум | Добавил: Svit | Теги: «Урок толерантности»
Просмотров: 2130 | Загрузок: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: