«Сапожки в подарок»

Т.И. Бабаева

Цели.

Определить способность старших дошкольников вступать в сотрудничество, выявить их умение согласовывать свои действия с действиями окружающих.

Содержание ситуации.

Дети парами сидят за отдельными столами (6—8 детей). Перед ними доска, на которой распо­ложены иллюстрации «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Ма­ленький Мук в сапогах-скороходах». Детям предлагается сде­лать, подарки ним сказочным героям - новые, красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек, бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.

Взрослый поясняет, что сделать пару одинаковых сапожек детям необходимо вдвоем. Сначала надо решить, какие са­пожки и кому в подарок они будут делать, потом выбрать трафареты, обвести их, придумать узор и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один са­пожок, но так чтобы у вас получилось два одинаковых са­пожка. Сапожки нужно вырезать и затем подарить тому, кому вы решили».

Во время работы детей отмечается, как складываются их взаимоотношения (могут ли дети договориться, согласовыва­ют ли между собой действия, обмениваются ли фразами, помогают ли друг другу); как дети преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Пока­зателем дружной и согласованной работы являются сделанные сапожки.

 

Высокий уровень сотрудничества. Принята общая цель, то есть дети едины во мнении, для кого предназначены са­пожки: для Ивана-царевича, для Кота и пр. Сапожки вы­полнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Эмоциональное состояние детей положительное.

Средний уровень. Принята общая цель. Сапожки выпол­нены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках совпадает частично, наблюдается несовпадение по отдельным цветам и элементам. Эмоциональное состояние детей положительное.

Уровень ниже среднего. Общая цель задания принимается детьми только после спора. Дети едины в окончательном мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по одному трафарету, на бумаге одного цвета, но узор не совпадает по многим элементам. Эмоциональное состояние детей неустойчивое.

Низкий уровень. Дети расходятся во мнении и не могут вместе решить, кому предназначены сапожки. Сапожки вы­полнены по разным трафаретам, на бумаге одного (или раз­ного) цвета. Узор не совпадает по элементам и по технике исполнения (один ребенок работал красками, другой -- цвет­ными карандашами). Эмоциональное состояние детей неус­тойчиво, они выражают претензии друг к другу.