«Сапожки в подарок»
Т.И. Бабаева
Цели.
Определить способность старших дошкольников вступать в сотрудничество, выявить их умение согласовывать свои действия с действиями окружающих.
Содержание ситуации.
Дети парами сидят за отдельными столами (6—8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Маленький Мук в сапогах-скороходах». Детям предлагается сделать, подарки ним сказочным героям - новые, красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек, бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.
Взрослый поясняет, что сделать пару одинаковых сапожек детям необходимо вдвоем. Сначала надо решить, какие сапожки и кому в подарок они будут делать, потом выбрать трафареты, обвести их, придумать узор и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так чтобы у вас получилось два одинаковых сапожка. Сапожки нужно вырезать и затем подарить тому, кому вы решили».
Во время работы детей отмечается, как складываются их взаимоотношения (могут ли дети договориться, согласовывают ли между собой действия, обмениваются ли фразами, помогают ли друг другу); как дети преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Показателем дружной и согласованной работы являются сделанные сапожки.
Высокий уровень сотрудничества. Принята общая цель, то есть дети едины во мнении, для кого предназначены сапожки: для Ивана-царевича, для Кота и пр. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Эмоциональное состояние детей положительное.
Средний уровень. Принята общая цель. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках совпадает частично, наблюдается несовпадение по отдельным цветам и элементам. Эмоциональное состояние детей положительное.
Уровень ниже среднего. Общая цель задания принимается детьми только после спора. Дети едины в окончательном мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по одному трафарету, на бумаге одного цвета, но узор не совпадает по многим элементам. Эмоциональное состояние детей неустойчивое.
Низкий уровень. Дети расходятся во мнении и не могут вместе решить, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по разным трафаретам, на бумаге одного (или разного) цвета. Узор не совпадает по элементам и по технике исполнения (один ребенок работал красками, другой -- цветными карандашами). Эмоциональное состояние детей неустойчиво, они выражают претензии друг к другу.