ОБЩИЙ ПАКЕТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика социального развития дошкольников
№ |
Название методики |
Возраст |
Качества |
Литература |
1 |
«Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) |
младший |
Личностные качества, эмоциональное отношения к нравственным нормам. |
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б |
2 |
«Что скажет воспитатель» (по картинкам) |
младший |
Комфортность общения с педагогом |
|
3. |
«Два дома» И. Вандвик, П. Экблад |
Межличностные отношения, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы |
М.В. Корепанова , Е.В. Харламова «Диагностика развития и воспитания дошкольников» |
|
4 |
«Картинки» Е.О. Смирнова |
средний |
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми в конфликтных ситуациях |
Е.О. Смирнова В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика.. |
5 |
«Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой) |
старший |
Понимание детьми нравственных норм, умение соотносить эти нормы с реальными ситуациями, и разрешать их. |
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б |
6 |
«Особенности общения ребенка со сверстниками, отражающая его отношение к ним» В.Н.Давыдович |
старший |
Овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми (договаривается, обме нивается предметами, распределяет дей ствия при сотрудничестве), активность в общении. |
О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» |
7 |
«Секрет» Т.Репина |
старший |
Для выявления эмоционально-личностных отношений сверстников друг к другу, социального статуса ребенка |
О.В.Слодянкина «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» |
8 |
Опросник «Отношение детей к педагогу» Е.Е.Алексеева |
старший |
Взаимоотношения со сверстниками, педагогами (эмоциональный, когнитивный, поведенческий компонент) |
Е.Е.Алексеева «Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку?» |
9 |
Методика Рене Жиля |
старший |
Выявляет избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других. |
Е.О. Смирнова В М. Холмогорова Межличностные от ношения дошкольников, диагностика. |
Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников
№ |
Название методики |
Возраст |
Качества или составляющие структуры личности |
Литература |
1 |
«Изучение самосознания» Павлова Н.Н; «Лесенка» Лисина М.И., Коломинский Я.Л. |
средний |
Изучение представлений о себе, отношения к себе. |
|
«Изучение уровня самосознания» Афонькина Г.А.Урунтаева Ю.А., «Лесенка» Щур В.Г., «Какой Я» Немов Р.С., «Изучение уровня притязаний в разных видах деятельности», Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. |
старший, предшкольный |
Изучение представлений о себе, самооценки и соотношения « Я –реального» и « Я –идеального» |
||
2 |
«Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. |
младший, средний |
Изучение направленности предпочтений детей. |
|
«Три желания» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Изучение мотивов в ситуации выбора» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. |
старший, предшкольный |
Изучение соподчинения мотивов. |
||
3. |
Изучение целенаправленности деятельности Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. |
младший средний |
Изучение целенаправленности деятельности. |
|
«Да и нет» Кравцова, «Цветной домик» Гуткина Н.И. |
старший предшкольный |
Изучение произвольной регуляции деятельности (умение действовать по правилу, образцу) |
||
4 |
«Перенос кубиков», Самарин Ю.А. |
младший, средний |
Изучение зрелости нервных процессов, типологических особенностей высшей нервной деятельности. |
|
«Теппинг-тест», Черникова О. (в модификации Вайнштейна А.И.) «Какой тип темперамента преобладает у ребенка» Панфилова М.А. |
Старший Предшкольный |
|
||
5 |
«Наблюдение эмоц. благополучия ребенка в группе», Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. |
младший, средний |
Изучение восприятия, понимания и дифференциации эмоций. |
|
«Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций» Минаева В.М.,
Критерии по выявлению тревожности Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. |
средний |
Изучение особенностей эмоционального самочувствия детей.
|
||
«Критерии агрессивности» Алворд М., Бейкер П., Лаврентьева Г.П., Титаренко «Кактус» Панфилова М.А. Критерии импульсивности, Алворд М., Бейкер П. |
средний |
Выявление эмоциональных проблем |
||
6 |
«Изучение понимания эмоциональных состояний других людей» МинаеваВ.М.,
«Выбери лицо» В. Амен, М.Дорки, «Страхи в домиках» Панфилова М.А Захаров А.И.
|
Старший, предшкольный |
Изучение восприятия, понимания и дифференциации эмоций.
Изучение особенностей эмоционального самочувствия детей.
Выявление эмоциональных проблем. |
Диагностика интеллектуальной сферы дошкольников
№ |
Название методики |
Возраст |
Качества или составляющие структуры личности |
Литература |
1 |
Опосредованное запоминание предложения |
3-5 лет |
Память слуховая |
Соколова Ю. “Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 4-х лет” М., Эксмо, 2003.) |
Опосредованное запоминание предложения |
3-5 лет |
Память зрительная |
Та же. |
|
2 |
«Пирамидка» , «Мисочки» , «Разрезные картинки» (Венгер) |
3-6 лет |
Восприятие |
|
«Конструирование по образцу» (Т.В.Лаврентьева). |
3-4 года |
|||
«Включение в ряд» (Венгер),
«Коробка форм» (Венгер). |
4-5 лет |
|||
«Рыбка» (В.В. Холмовская)
«Времена года», «Что здесь лишнее», «Узнай кто это» (Истратова О. Н.) |
4-6 лет
4-6 лет |
Наглядно-образное мышление |
«Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет», Ростов н/Д : Феникс, 2008); |
|
3. |
«Дорисовывание фигур» Дьяченко О.М. |
3-5 лет |
Воображение |
|
«Найди и вычеркни» Истратова О. Н. |
3-5 лет |
Внимание |
«Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет» Ростов н/Д : Феникс, 2008); |
|
4 |
«10 слов» , А.Р.Лурия |
5-7 лет |
Память слуховая |
|
«Узнавание фигур», А.Н.Бернштейн |
5-7 лет |
Память зрительная |
||
5 |
«Четвертый лишний» (Савинкова),
«Последовательность событий» (А.Н.Бернштейн) |
5-7 лет |
Словесно-логическое мышление |
|
6 |
«Рыбка» (В.В. Холмовская); «Эталоны» (Венгер Л); |
4-6 лет |
Нагядно-образное мышление |
|
7 |
«Дорисовывание фигур» Дьяченко О.М. |
5-7 лет |
Воображение |
|
8 |
«Корректурная проба» Бурдона
Таблицы Шульте.
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера). |
5-7 лет
6-7лет
5-7 лет |
Внимание |
|
9 |
«Домик» (Н. Гуткина)
«Разрезные картинки» (Венгер)
|
5-7 лет |
Восприятие |