Обследование навыков звукового анализа слова

1.        Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.

2.        Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист.

3.        Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.

4.        Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол.

5.        Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.

6.        Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи.

7.        Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.

8.        Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова.

Обследование активного словаря

1.        Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображенные на картинках.

2.        Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: корова, собака, коза...

3.        Назвать предмет по его описанию. («Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.)

4.        4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.

5.        5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?

Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, пальто, платье, шуба, рубашка).

6.        Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?

·           Морковь сладкая, а редька какая?

·           Ручей узкий, а река какая?

·           Трава низкая, а дерево какое?

7.        Назвать действия людей и животных:

·           Повар что делает?

·           А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.

·           Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.

·           Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, сорока?)

8.        Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).

9.        Назвать времена года, их последовательность и признаки.

10.    Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.

11.    Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тайна, громкий и т.п.

Исследование грамматического строя речи

1.        Составление предложений по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок (задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями).

2.        Составление предложений по опорным словам (например, дети, лес, корзина, земляника, цветы, спелая, сладкая).

3.        Составление предложений из слов, расположенных в беспорядке (лыжах, на, кататься, Саша).

4.        Подбор недостающего предлога в предложении (Книга лежит на столе).

5.        Пересказ текста (знакомого, незнакомого) после прослушивания.

6.        Составление рассказа исходя из собственного опыта (о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике и т.п.).

7.        Исследование словоизменения:

-          употребление имен существительных в единственном и множественном числе в разных падежах (предъявляются сюжетные картинки и задаются вопросы: чем покрыт стол? чем режут хлеб? кого кормит девочка? зачем дети ходили в лес?);

-          образование формы родительного падежа множественного числа имен существительных (дается инструкция «Я буду говорить про один предмет, а ты - про много; называются слова: коса, глаз, стул. отряд, лоб, ухо, рот, дерево, билет, перо, окно, рукав, воробей, болото, лев, хлеб, сторож, завод);

-          употребление предлогов (предлагается ответить на вопросы по демонстрации действий: где лежат карандаши? (в коробке), а теперь? (на столе), откуда я взяла карандаши? (из коробки), откуда упал карандаш? (со стола), откуда я достаю карандаши? (из-под коробки, из-за коробки);